Трибуна,
5 марта 2015 г.
Страховщики хотят больше денег 1073 просмотра
Столкнувшись с необходимостью оформить или продлить страховку, многие граждане были неприятно удивлены тем, что купить полис ОСАГО стало сложнее, а КАСКО - значительно дороже, чем в прошлом году. Связано это с попытками автостраховщиков отреагировать на изменения на российском рынке. Делается это, к сожалению, преимущественно за счет клиентов.
Ждать в ближайшее время роста рынка ОСАГО не приходится. Вслед за кратковременным подъемом в октябре-декабре прошлого года последовал спад. Под «подъемом» я понимаю произошедшее увеличение тарифов на 23-30 процентов. Это хоть и частично, но все же позволило нивелировать то обстоятельство, что базовый тариф на ОСАГО не менялся в России на протяжении 11 лет, а также помогло частично компенсировать и увеличение лимитов выплат «по железу» до 400 тысяч рублей.
Под «спадом» же я понимаю разразившийся финансовый кризис, который очень больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и по страховому в частности. Основные последствия в виде сокращения прибыльности и «сжатия» (причем, скорее всего, в первую очередь в сегменте ОСАГО) нам еще только предстоит увидеть «во всей красе».
Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций ввиду действующих в отношении Российской Федерации санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации, выразившееся в первую очередь в ослаблении курса рубля.
Почти 80-процентая девальвация курса национальной валюты привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля автомобилей, имеющих в своей конструкции импортные комплектующие, в совокупном российском автопарке превышает 50 процентов, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.
Страховщики уже трубят о том, что действующих тарифов не хватает, а скоро ситуация ухудшится еще сильнее. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Следом пойдет вал недовольства со стороны страхователей, рост судебных исков, как следствие, - дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее - замкнутый круг.
Нужно понимать, что общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в «смежных» для рынка ОСАГО отраслях. Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года упали приблизительно на 10 процентов. В январе нынешнего года снижение составило уже более 24 процентов. Дальше будет только хуже - соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.
Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется.
При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008-2010 годах. Но если полис был приобретен у надежной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.
Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.
Что касается регулятора, то Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее «гибкое» регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.
И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний- страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством.
Андрей КИНЯКИН
Вся пресса за 5 марта 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Управление, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 сентября 2025 г.

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 19 сентября 2025 г.
Страхование, гранты и субсидии: как правительство Воронежской области поддерживает садоводов

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 19 сентября 2025 г.
Медициной по ОМС пользуется почти 70% россиян

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 19 сентября 2025 г.
«Дальневосточную концессию» предлагают распространить на территории Кубани

|
|
Коммерсантъ-FM, 19 сентября 2025 г.
ОСАГО по осени пересчитают

|
|
Дума ТВ, 19 сентября 2025 г.
Аксаков прокомментировал новые штрафы за отсутствие полиса ОСАГО

|
|
РИА Новости, 19 сентября 2025 г.
Собянин рассказал, сколько Москва платит за неработающее население

|
|
Право.Ru, 19 сентября 2025 г.
Владелец Тюменского НПЗ взыскал со страховщиков €110 млн из-за пожара

|
|
Российская газета онлайн, 19 сентября 2025 г.
Опрос: Каждый пятый россиянин лечится в частных клиниках

|
|
Воронежский городской портал, 19 сентября 2025 г.
Власти Воронежской области поддержат развитие страхования садоводства в регионе

|
|
Коммерсантъ онлайн, 19 сентября 2025 г.
Страховщиков довели до суброгации

|
|
МК в Питере, 19 сентября 2025 г.
Полис ОСАГО может упасть в цене при низком КБМ

|
|
РБК (RBC.ru), 19 сентября 2025 г.
Арбитраж обязал страховщиков выплатить более €110 млн Тюменскому НПЗ

|
|
КонсультантПлюс, 19 сентября 2025 г.
Кассация напомнила судам, когда с виновника ДТП можно взыскать не покрытый по ОСАГО ущерб

|
|
РИА Новости, 19 сентября 2025 г.
Суд взыскал со страховщиков миллионы евро в пользу владельца Тюменского НПЗ

|
|
Парламентская газета, 19 сентября 2025 г.
Штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО будут по-новому

|
18 сентября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 18 сентября 2025 г.
Названы автомобили, которые россияне чаще всего ремонтировали летом

|
|
Аргументы и факты-Тверь, 18 сентября 2025 г.
Страховая засудила подростка на Mazda, устроившего ДТП в Тверской области

|
 Остальные материалы за 18 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|